Из опыта создания кружка программирования для детей | ointuit.ru

Из опыта создания кружка программирования для детей

Предыстория этого кружка началась два года назад. К тому времени я уже несколько лет подрабатывал репетитором информатики и программирования, в основном ученики по информатике программировали на Pascal, он больше распространен в школах.
А осенью 2011 года у меня появился необычный ученик: ребенок в 4 классе очень хотел заниматься программированием, и узнав что я обучаю Delphi мы с его мамой договорились что попробуем обучить на нём. Ребенок оказался очень одарённым, и у нас получилось очень хорошие и плодотворные занятия. И многие идеи появились только благодаря его постоянному интересу к программированию.

К тому времени я работал в кружке робототехники Дворца Молодёжи Свердловской области. И у меня появилась мысль организовать такой кружок программирования у нас. Для создания этого кружка прежде всего надо было определить несколько вещей:

  • на какой возраст рассчитываем. Дело в том что я много изучал психологию (закончил психфак УрГПУ), и знаю что логическое мышление начинает развиваться (и наиболее хорошо развивается) начиная с младшего подросткового возраста. И занятия программированием будут в плане развития наиболее ценны для подростков. Это прежде всего это развитие способности держать в голове большие объёмы информации, и выстроенные между ними логические связи. Итак возраст был определён минимум от 11 лет и старше (рекомендуемый возраст 13-15 лет);
  • цели обучения программированию (особенно учитывая возраст детей). Первая цель как написано выше — развивающая. Вторая цель — заинтересовать, приобщить детей к этому занятию. Именно поэтому (да простят меня сторонники традиционного обучения, требующие сначала обучать на обычном языке, а потом уже на объектно-ориентированном) было четкое понимание, что именно программы с графическим интерфейсом будут интересны детям. Итак мы переходим к третьему аспекту:
  • в какой среде программируем. В качестве такой среды был выбран Lazarus. Во-первых синтаксис Pascal куда проще для детей, поэтому я решил отказаться от того же С#. От Delphi пришлось отказаться, потому что учреждение областного уровня не может позволить поставить пиратский софт, а на покупку софта для нового кружка скорее всего денег бы не нашлось. Поэтому был выбран бесплатный Lazarus




Следующий вопрос — как будем строить занятия. Несомненно на первых занятиях необходимо дать основной материал: научить детей ориентироваться в модели «объект — свойства — события», объяснить участие в этом операционной системы, и пониманию что такое переменные и как они связаны с памятью компьютера. Я сначала думал стоит ли объяснять на первых занятиях (как обычно делают при обучении объектным языкам) структуру библиотеки компонентов, механизмы инкапсуляции, полиморфизма и т.д. — но в итоге решил что на начальном этапе это лишний перегруз, и скорее всего дети просто не поймут. Поэтому мы об этом даже не говорим, не используем понятие «компонент», чтобы дети не запутались, вместо него термин «объект». То есть курс конечно упрощён, но зато так детям понятнее и интереснее. Я думаю что это не нанесёт большого ущерба. Ведь в школе же учат на математике что нельзя извлечь корень из минус единицы. А потом дети приходят в институт, и спокойно изучают комплексные числа, и вроде это не вызывает больших проблем с непониманием. Так и здесь я думаю стоит некоторые вещи упрощать, делая всё максимально простым и понятным. Ну и следующий важный аспект: каждая тема должна подкрепляться программированием. Если на первом занятии читать только теорию (как часто делают в институтских курсах ООП), то на втором занятии детей придёт уже в 2 раза меньше. Ну и наконец те программы, которые мы делаем должны быть интересны детям. Поэтому в курсе в основном мини-игры, программы-шутки, виртуальные энциклопедии и т.д.
После того как мы изучили основу, мы переходим к обучению по лабораторным работам.

Comments are closed.


Яндекс.Метрика